Воспоминания бывшего заместителя командира танковой роты 6-й дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы Мусина Сергей Петровича.
Моя просьба о вступлении дивизию народного ополчения Дзержинского района Москвы была удовлетворена. Штаб формируемой дивизии я нашел в одном из кабинетов МИИТа на Бахметьевской лице (теперь улица Образцова). Хотя штаб существовал только вторые сутки, его кое-что уже удалось сделать.
Меня назначили заместителем несуществующего командира танковой роты по технической части. Сама рота тоже существовала пока на бумаге. Для начала мне приказали занять одну из комнат на 4-м этаже и номер комнаты сообщить в штаб дивизии; в комнате же – организовать казарму для прибывающих ополченцев и штаб роты.
Часа через два начали приходить первые добровольцы-ополченцы – в основном работники Народного комиссариата иностранных дел и редакции газеты «За индустриализацию». Из числа прибывших назначил старшину и писаря. Затем стали выявляться и другие младшие командиры. Назначив дневальных, составил распорядок дня. Люди почувствовали себя членами воинской части, связанными дисциплиной.
На третий день прибыли командир и комиссар роты. Первый из них – старший лейтенант П. И. Мартыченко до войны работал инженером-металлургом. Второй до этого находился на дипломатической работе.
Командир сразу же приступил к обучению ополченцев. Первые дни занимались главным образом строевой подготовкой и изучением воинских уставов. Комиссар организовал политзанятия. День оказался полностью загруженным. Ополченцы начали познавать тяжесть солдатского учения, но духом не падали. Они утешались афоризмом: «Тяжело в учении, легко в бою!»
Вскоре нам вручили наряды на получение имущества, необходимого для роты, автомашин, мотоциклов, велосипедов, палаток и пр. Один из ополченцев М. И. Зайцев, работавший в последнее время директором небольшого механического завода, сам хороший слесарь-механик, предложил создать на одной из грузовых машин передвижную, походную мастерскую.
С помощью секретаря Дзержинского РК ВКП(б) П. И. Вакуленко удалось получить на предприятиях района нужное для мастерской станочное оборудование. По его указанию рабочие ремонтного цеха Бахметьевского автобусного парка смонтировали оборудование на шасси грузовой автомашины. Кроме того, они по своей инициативе снабдили мастерскую установкой для зарядки аккумуляторов.
Но вот мы получили наряд на 21 танкетку типа Т-27. Немного огорчились, что вместо танков нам выделили танкетки. Однако делать нечего. В те дни страна ничего другого нам дать не могла. Да и танкетки в умелых руках могут оказаться грозным оружием в борьбе с врагом. Впоследствии так оно и оказалось.
Осмотрев танкетки, мы поняли, что все они изношены до последней степени. Двигатели разукомплектованы, аккумуляторов вообще нет. Танкетки требовали капитального ремонта.
Опять на помощь пришел секретарь райкома. Он договорился с рабочими и руководством заводов «Борец» и «Красный металлист» о том, чтобы они произвели ремонт танкеток (без ремонта двигателей). 15 танкеток принял завод «Борец» и 6 танкеток завод «Красный металлист». Вместе с рабочими трудились и члены экипажей. Они на практике знакомились с устройством боевых машин. Ведь до этого все танкисты не были знакомы даже с автомобилем. Но люди упорно учились.
Первая танкетка уже готовилась к выходу из ремонта, а мы не знали, кто бы отремонтировал двигатели. Помощь пришла неожиданно из другого района Москвы. Директор авторемонтного завода № 1 Б. Гопник и директор автобазы № 1 М. Кирпичников без долгих переговоров и без каких-либо нарядов и платежей согласились взамен наших неисправных двигателей выдать капитально отремонтированные двигатели и снабдить каждый новым аккумулятором.
А ремонт танкеток шел своим ходом. Рабочие проявляли невиданный энтузиазм и изобретательность. Они вкладывали в ремонт все свои силы и знания, видя в этом свою долю участия в борьбе с врагом. Наступил день, когда их усилия увенчались успехом. На танкетке установили двигатель, в бак залили бензин. Под сводами цеха раздались гулкие выхлопы, к потолку поднялись клубы голубовато-зеленого дыма.
Под громкие аплодисменты присутствующих танкетка медленно поползла к воротам цеха, прошла по заводскому двору и остановилась. Вокруг нее стихийно возник митинг. Трибуной служила сама танкетка. На нее поднимались рабочие, члены экипажей. Секретарь райкома партии поблагодарил рабочих, призвал ополченцев быстрее освоить танкетки и умело использовать их против врага.
После краткого митинга здесь же во дворе завода приступили к обучению членов экипажа управлению танкеткой. Но заводской двор оказался мало пригодным для такой цели, и мы перебрались на территорию детского парка культуры и отдыха в Марьиной роще. Здесь имелось большое поле. Перебазировавшись туда, мы приступили к регулярному и планомерному обучению танкистов. Командир роты П. И. Мартыченко занимался с бойцами по 16-18 часов. Постепенно экипажи научились управлять машинами, освоили технику, стали самостоятельно устранять неполадки.
Не был у нас только танковых пулеметов. В ожидании их мы изучали устройство пулемета по книгам. Пулеметы получили накануне отъезда на фронт.
Наконец мы получили приказ выехать по железной дороге в Вязьму и догонять разведывательный батальон, в который входила наша рота. Дней 18 назад батальон ушел вместе с дивизией на фронт, в район Дорогобужа.
Быстро собрались и во второй половине дня, провожаемые массой народа, двинулись по улицам Москвы. У воинской платформы Белорусской железной дороги нас ожидал эшелон. Началась погрузка.
С наступлением темноты раздались сигналы воздушной тревоги. В небе появились фашистские самолеты. К ним протянулись щупальца прожекторов, нервно затявкали автоматические зенитки, застучали зенитные пулеметы, прокладывая в небе светящиеся пунктиры. Раздались взрывы упавших бомб, кое-где начались пожары.
Невзирая на это, погрузка продолжалась. И только по ее окончании паровоз стал вытягивать эшелон куда-то в лесок за город. Там состав остановился. Мы нарубили веток и замаскировали свои платформы.
На другой день рано утром прибыли в Вязьму, оттуда нас сразу же отправили дальше до станции Семлево. Там приказали в часовой срок разгрузиться и, применяясь к местности, замаскироваться.
Командир роты отправился в штаб дивизии. Поздно вечером он вернулся и привез приказ о передвижении роты в район расположения разведывательного батальона, куда мы и перебазировались.
На новое место мы прибыли к концу дня. Почистив танкетки и приведя себя в порядок, легли спать. На следующее подыскали полигон и приступили к пристрелке пулеметов и к учебной стрельбе. На одном из свободных полей танкисты учились действовать совместно с пехотой, а пехота обучалась борьбе с танками.
Наступил день, когда полки нашей дивизии должны были сменить воинскую часть и занять линию обороны в районе Ельни. Разведывательный батальон расположился во второй линии обороны и вел поиск и разведку боем. Танкетная рота замаскировалась в лесу, причём так удачно, что фашисты ничего не заметили. Это очень помогло нам в первом бою.
Бой начался неожиданно. В тот день противник с раннего утра атаковал позиции пехотного полка. Вражескую атаку поддерживали два танка. Вскоре ополченцы вывели их из строя, танки остались на поле боя около нашего переднего края.
Гитлеровцы предпринимали уже четвертую атаку. Тогда командир батальона приказал вывести два взвода танкеток и уничтожить врага.
Командир роты П. И. Мартыченко повел танкетки лощиной. Они скрытно вышли на исходные позиции и внезапно наступавших фашистов. Вpaг не ожидал появления танкеток. Когда они поднялись из лощинки и без выстрелов стали приближаться к гитлеровским солдатам, те не выдержали и повернули назад. Открыв огонь, танкетки стали преследовать неприятеля. Враг отступил на 4 километра.
Когда бой утих, мы осмотрели подбитые танки и решили один из них восстановить. Сняв с одного танка все годные части, мы притащили второй в нашу походную мастерскую. Очень скоро танк был зачислен в штат роты.
Так началась боевая жизнь нашей танкетной роты.
Источник: Народное ополчение Москвы. – М.: Московский рабочий, 1961. С. 74-78
Изображение (фото): из открытых источников
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица:
Дорогобуж Смоленской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.