Мысль о создании регулярной армии возникла у Петра I после его возвращения из длительного путешествия за границу с Великим посольством, где царь интересовался организацией иностранных армий. Для успешного противостояния Турции и Швеции требовалось создать новую, массовую армию, тем более что после восстания 1698 г. стрелецкое войско, составлявшее на тот момент основу вооруженных сил государства, было распущено.
Начало формирования рекрутской системы комплектования русской армии было положено указом Петра I от 8 ноября 1699 г. («Принимать в свою, великого государя, службу в солдаты изо всяких вольных людей…»). 16 ноября 1699 г. этот указ был дополнен другим, которым предписывалось, помимо вольных людей, вести запись еще и среди даточных – тяглого населения, несшего среди прочих воинскую повинность. Согласно указу от 16 ноября на военную службу брались «не старые и не увечные» даточные люди «с святейшего патриарха, и со властей, и с монастырей, и с церквей, за которыми есть крестьянские дворы, и с царевичей, и с бояр, и с окольничих, и с думных людей, с крестьянских и с бобыльских и с задворных деловых людей». Указ не распространялся на крестьян, занимавшихся земледелием и кормивших всю страну и ее армию. Допускалось вместо поставленного даточного получить с его хозяина деньги из расчета 11 руб. за одного человека (в итоге было собрано 50 055 рублей, что соответствовало 4550 человек, откупленных от военной службы).
На начальном этапе петровской рекрутчины большинство наборов шло через Поместный приказ и через специально созданную комиссию на Генеральном дворе в подмосковном селе Преображенском. Для работы в комиссии (ее возглавили боярин Ф.А. Головин и генерал А.А. Вейде) из Поместного приказа на Генеральный двор были командированы глава приказа думный дьяк А.И. Иванов, 5 дьяков и 74 подьячих. После опубликования указа владельцы крепостных дворов обязаны были прислать будущих солдат в комиссию с «росписью» или «сказкой», то есть с официальным заявлением о количестве у них крепостных дворов.
Набор добровольцев и «людей даточных», помимо Москвы, проводился еще в четырех городах центра страны (Смоленск, Новгород, Псков и Кострома), где им занимались местные воеводы, а также в двадцати «низовых», то есть волжских городах (Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Самара, Саратов и др.), где находилось много беглого и гулящего люда, который использовался для работы на судах, плавающих по Волге, и куда для набора был послан князь Н.И. Репнин со штатом помощников. С московских помещиков и вотчинников по указу от 16 ноября следовало брать по одному пешему даточному с 50 дворов и по одному конному даточному со 100 дворов. Всего с ноября 1699 г. по 18 августа 1700 г. на Генеральном дворе в Преображенском и в низовых городах было набрано 31692 человека. Им полагалось жалованье из казны «на год по одиннадцати рублев».
23 декабря 1700 г. для пополнения нарвских потерь было объявлено «О наборе в солдаты вольноопределяющихся», которые должны были поступить в гвардейские полки – Преображенский и Семеновский, а также в «солдатские выборные» полки – Лефортовский и Бутырский. Далее в течение четырех лет последовало еще несколько наборов (указ о наборе в солдаты всех годных к службе бывших бунташных московских стрельцов от 31 января 1702 г. (текст указа не найден); указ о наборе в солдаты посадских людей городов Поволжья от 13 февраля 1702 г.; указ о наборе в солдаты посадских в Москве и других городах, «которые имеют у себя промыслов на 30 рублев и менше» от 11 декабря 1702 г.; указ «об определении в солдаты или матросы» вольноотпущенных и кабальных людей, «оставшихся по смерти помещика», от 14 января 1703 г.; указ о наборе дворовых и «деловых людей», принадлежащих служилым и «купецким» людям, от 1 октября 1703 г.; указ о наборе подмосковных пашенных крестьян 1704 г. (его точная дата не установлена); указ «О взятии с московских ямских городовых слобод в солдаты…» от 18 октября 1704 г. (в «Полном собрании законов Российской империи» он датируется 28 октября); указ «О взятии в походную артиллерию…» от 20 января 1705 г. и другие указы)). Именно в петровских записях за 1702–1703 гг. впервые появляется термин «рекрут».
С ноября 1699 г. по февраль 1705 г. шел поиск наиболее подходящей системы комплектования армии. Поначалу набирали преимущественно добровольцев. Однако среди них оказалось множество беглых крепостных. Пришлось набор добровольцев дополнить набором дворовых людей. Следующим шагом стал принудительный набор в армию небогатых посадских, но он оказался разорительным для городов и дал не так много солдат, к тому же они проявили большую склонность к побегам. Наборы часто производились по отдельным регионам (Москва, Подмосковье, волжские города) и отдельным категориям населения (дворовые, посадские, ямщики и т. п.). При этом наборы не затрагивали главную производительную силу страны и самую массовую часть населения – пашенных крестьян (исключение составил упомянутый набор 1704 г. в Подмосковье).
20 февраля (3 марта) 1705 г. вышел петровский указ о первом массовом наборе в солдаты по всей стране («со всех городов и уездов»). Такое решение было обусловлено потребностями тяжелой и продолжительной Северной войны, которую с 1700 г. вела Россия. В Москве листы с текстом указа велено было прибивать к городским воротам, а в города к воеводам посылать «государевы грамоты». Набору подлежали все категории тяглого населения в возрасте от 15 до 20 лет (единственное исключение было сделано для женатых – их освобождали от набора). Рекрутов брали из числа посадских, крестьян, «задворных и деловых» (то есть крепостных слуг и крепостных ремесленников), «бобыльских» (безземельных крестьян). Правда, вскоре после объявления указа о первом наборе от него пришлось освободить два региона – Московский уезд и Сибирь. Первый – по причине недавнего массового набора, второй – из-за большой удаленности. Кроме того, от набора освобождались «черкасские города» и «ясачные люди».
Указом от 20 февраля устанавливалась норма набора – 1 рекрут с 20 дворов (она действовала вплоть до 1710 г.). Трудность в исчислении даточных заключалась в том, что последняя перепись населения России проводилась в далеком 1678 г. Ее материалы хранились в Поместном приказе. После объявления рекрутского набора из Поместного приказа в уезды командировались наборщики. Набранные ими рекруты доставлялись в Москву на смотр главе Поместного приказа. Если рекрут признавался годным к службе (хотя уже наборщик в уезде должен был набирать только годных рекрутов), то его помещали на «рекрутную станцию» – сборный пункт, представлявший собой обнесенное оградой место с плацем и несколькими казармами для временного содержания. На одной такой «станции» могло поместиться 500 и более рекрут.
До организации «рекрутных станций» новобранцев велено было держать на постоялых дворах или постоем на дворах посадского населения. Для поддержания порядка из самих рекрутов назначались капралы и ефрейторы. Утром и вечером они проводили переклички новобранцев. Опытные солдаты и урядники должны были учить рекрутов «военному солдатскому строю по артикулу», после чего из них формировались команды во главе с офицером – «приводцем», которые под конвоем солдат отправлялись из Москвы в полки. С 1712 г. для предотвращения побегов всем рекрутам перед отправлением в войска на левом запястье делалась татуировка. В крестообразный надрез втирался порох. Поверх раны делалась повязка, которую снимали после заживления.
Проблемой было снабжение рекрута всем необходимым во время доставки в полк – одеждой («мундир»), едой («хлеб»), денежным довольствием («рублевые деньги»). Государство переложило ее решение на плечи того имения, общины или посада, с которого рекрут был взят. Причем новобранца следовало материально обеспечить на долгий срок – на год или два. Провиант доставляли на подводах и сдавали в Поместный приказ, откуда он выдавался рекрутам по мере необходимости.
Если указ от 8 ноября 1699 г. положил начало созданию регулярной армии, то указ от 20 февраля 1705 г. сделал эту армию по-настоящему многочисленной. Набор по этому указу вошел в историю как «первый рекрутский набор». По подсчетам исследователей он дал армии 44,5 тыс. рекрутов.
Рекрутская система, функционировавшая до 1874 г. (т.е. до военной реформы Александра II), значительно изменила лицо русской армии. Солдаты набирались главным образом из крепостных и государственных крестьян, а офицеры комплектовались из дворян. Правда, после принятия присяги рекруты переставали быть крепостными (вместе с ними свободу получали их дети). Рекрутская служба была пожизненной (лишь при Екатерине II ее срок сократили до 25 лет) и очень нелегкой.
Автор: Рябцев Ю.С., к.и.н., Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА)
Изображение (фото): из открытых источников
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: